СМИ о нас подробно

Холдинг «Союзпищепром» запускает первое в России производство растительного молока, овсяного киселя и йогуртов с объемом выпуска 35 тыс. т продукции в год.

О перспективах проекта и сумме инвестиций президент объединения «Союзпищепром»Александр Берестов рассказал DK.RU.

— Александр Павлович, как возникла идея о производстве напитков из растительного сырья?

— Проект задумывался еще два года назад — уже тогда появилась уверенность в востребованности новых продуктов. Мы проанализировали тренды здорового питания в мире и обратили внимание на то, что потребление продуктов категории Health&Wellness, в том числе растительных напитков, в Америке, Европе, Азии прирастает ежегодно на 6-8%. В России же нет ни одного промышленного производства напитков на растительной основе. Возникла мысль: почему бы и нам не наладить такое производство? Изучили опыт производства в Скандинавии, Италии, Германии, Испании, Австралии, Новой Зеландии. Своеобразным стимулом для создания нового предприятия выступило и то, что крупнейшая транснациональная молочная корпорация Danone вложила $12 млрд в создание аналогичного направления. Это подтверждает, что рынок перспективен, что мы верно уловили тренд.

— Новый проект был анонсирован в прошлом году. На какой стадии он находится сейчас?

— Овсяные кисели и йогурты с различными натуральными вкусами уже появились на полках супермаркетов. В ноябре мы завершаем монтаж производственного комплекса, в основе которого новейшее итальянское оборудование, и уже в декабре приступим к выпуску новой продукции. Это прежде всего овсяное, рисовое, миндальное молоко, питьевые йогурты, кисели — более тридцати наименований. Как и на обычном молокозаводе, нерентабельно выпускать одно только молоко, нужно постоянно расширять ассортимент. Производственные мощности рассчитаны на выпуск 35 тыс. т продукции в год.

- А спрос есть?

- Сегодня в стране продается только 5 тыс. т растительного молока в год. Но отчасти это объясняется тем, что сегодня все, что продается в наших магазинах, завозится из-за рубежа, и это сказывается на стоимости товара. Импортное растительное молоко в литровой упаковке тетрапак стоит 200-300 руб. Люди со средним доходом едва ли готовы покупать его каждый день. Мы сможем предложить цену в 2-2,5 раза ниже, при этом качество продукта будет выше.

Люди консервативны в своих предпочтениях, только 20% расположены к тому, чтобы пробовать что-то новое. Вместе с тем, как показало маркетинговое исследование, узнаваемость «молока без коровы» уже достаточно высокая, особенно среди молодежи: в Москве и Питере — на уровне 31%. И в этом плане, как мне видится, растительное молоко напрямую конкурирует не столько с традиционным молоком, сколько со сладкими газированными напиткам и энергетикам, которые так любят молодежь и дети.

Мы зашли в эту нишу первыми в России, подобных проектов в стране просто нет. Конечно, рынок еще предстоит сформировать. Мы — реалисты и понимаем, что с первого дня продаж вся страна не переключится на растительное молоко. Но, к примеру, оценивая динамику продаж овсяного киселя, мы видим, что они постепенно теснят питьевые йогурты.

Уверен, что в ближайшие год-два появятся последователи, которые пойдут проторенным путем. Это логика бизнеса. Но пока нам предстоит конкурировать только с зарубежными производителями.

— Зарубежные производители в основном реализуют соевое молоко. Вы ориентируетесь еще и на напитки на основе овса?

— Соя, безусловно, одна из лучших и полезных культур для пищевой промышленности из-за высокого содержания растительного белка. При этом Россия — единственная в мире страна, которая не выращивает ГМО-сою. Конечно фермерам США, выгодно, когда урожайность в два-три раза выше, чем у нашей вегетативной сои — не 15 центнеров с гектара, а 40. Сегодня идет дискуссия о том, насколько употребление продуктов с ГМО оказывает воздействие на организм человека, и многие ученые с мировым именем убедительно доказывают, что такие продукты абсолютно безвредны. Но люди все равно сторонятся.

Да, мы будем производить соевое молоко, но закупать будем наше сырье на Дальнем Востоке— там выращивается шикарная соя: аминокислотный состав, жирность — все, как доктор прописал. Кроме сои используем овес, который выращиваем сами. Это ещё одна супер-культура, максимально полезная для потребителя.

— Сырье для производства — только российское?

— Прежде всего российское. Ежегодно компания перерабатывает более 500 тыс. т зерна, радиус закупок — около 1000 км. Для новой производственной линии будет использоваться только собственное зерно, выращенное в Челябинской области с помощью органического земледелия.

— Каковы сумма инвестиций и сроки окупаемости проекта?

— Инвестиции значительные — цифра приближается к 850 млн руб., при этом только четверть инвестированных средств — кредитные ресурсы. По нашим расчетам, срок окупаемости составит от трех до пяти лет. Все будет зависеть от показателей продаж. Суммарная мощность завода — 100 тонн в сутки, но выйти на такие объемы получится далеко не сразу. Будем ориентироваться на спрос, увеличивая производство наиболее востребованных позиций из ассортиментной линейки.

У нас уже есть опыт выведения на рынок новых, инновационных продуктов: так, в середине 90-х мы первыми стали производить мультизлаковые хлопья. И это был оправданный шаг: сейчас только 30% в объеме продаж приходится на овсяные хлопья, а 70% — на мультизлаковые смеси.

Любой бизнес — это риск. Мы рискнули большими деньгами при неопределенной перспективе, но уверены в своем решении. Новый проект обязательно займет достойное место, обеспечив порядка 15-20% в выручке холдинга.

— Что станет основными каналами сбыта?

— В первую очередь, мы ориентируемся на города-миллионники и крупные торговые сети, которые занимают до 70% ритейла. Кроме того, растительное молоко и другие виды продукции будут поставляться в страны СНГ и дальнее зарубежье. Заинтересованность в поставках уже проявили Китай, Германия, Израиль. Планируемые объемы продаж растительных напитков — 1,9 млрд руб. в год.

Надо сказать, что сейчас сложился крайне благоприятный тренд на развитие экспорта: Россия успешно продает зерновые, масличные культуры. Но это полдела. Это все равно, что продавать за границу полезные ископаемые вместо того, чтобы поставлять продукцию нефтехимической отрасли, стоимость которой в пять-восемь раз выше. Конечно, никто не говорит о том, что нужно отказаться от экспорта нефти и газа. Но нужно постепенно перестраивать экономику на глубокую переработку.

Рынки стран СНГ уже давно освоены: свыше 65% пищевой продукции — российского производства. Но сейчас речь о дальнем зарубежье — Америка, Канада, Израиль, Арабские Эмираты, Китай, Япония. Ведущие российские производители в ближайшие пять лет выйдут на существенные объемы поставок за рубеж.

— С чем связана эта уверенность?

— Во всем мире считается, что производство в России экологически чистое, вся продукция — фактически органическая. Весь Запад и Восток «захимизированы». К примеру, в Китае, чтобы получить достойный урожай — 60 центнеров с гектара — приходится заложить 643 кг минеральных удобрений. А иначе не вырастет зерно в необходимых для Поднебесной количествах, будет голод. В России же огромные земельные ресурсы, мы можем себе позволить выращивать экологически чистый продукт, без химикатов, внедряя органическое земледелие. И это наше конкурентное преимущество.

Во-вторых, рубль сегодня недооценен. Благодаря низкому курсу национальной валюты отечественные производители получают конкурентное преимущество по стоимости продукции на фоне европейских, американских и даже азиатских аналогов. Так что есть все слагаемые успеха: чистый продукт и конкурентная цена.

Подробности на сайте Делового квартала  

 

  •  

 



<<Назад      | Следующая новость
СоюзПищепром